Мы поможем вам стать лучшими в отрасли Тел./факс +7(495)737-60-28, +7(499)151-06-54     e‑mail: info@citycom.ru

Информатизация в теплоснабжении: «Доктор, а это лечится?»

А.Р. Ексаев
М.Г.Шумяцкий
ИВЦ "Поток"

декабрь 2013 г.

190-ФЗ: история болезни и постановка диагноза

Статус компании ИВЦ «Поток» как разработчика инструментальной платформы для решения повседневных задач служб предприятий эксплуатирующих инженерные сети (ИГС «CityCom») требует от нас не только отраслевых знаний, но и глубокого понимания сложившейся практики управления инженерными сетями. «CityCom-ТеплоГраф» входит в линейку продуктов CityCom™ и представляет собой инструментальный комплекс, который постоянно развивается и расширяет свои функциональные возможности в соответствии с изменением требований пользователей.

Сотрудничество с теплоснабжающими предприятиями в части внедрения средств информатизации активно продолжается в последние годы. А после введения в действие Закона 190-ФЗ «О теплоснабжении», к нам сильно участились обращения проектных организаций и компаний - разработчиков схем теплоснабжения. Многие из них стали нашими партнерами, и мы стараемся их активно поддерживать в процессе реализации проектов по разработке Схем и электронных моделей. В результате, за последние 2 года у нас появился большой объем информации о ходе реализации проектов по исполнению положений 190-ФЗ, что позволяет увидеть и проанализировать вполне однозначные тенденции.

Некоторые из них следует расценивать как безусловно позитивные: общий тренд на упорядочивание правоотношений в отрасли, на ведение обоснованной тарифной политики, возврат к утерянной было положительной практике планового развития и модернизации систем теплоснабжения городов.

Но есть и откровенно негативные тенденции, связанные во многом с качеством исполнения требований 190-ФЗ и подзаконных регламентирующих документов. В частности, требований Закона к разработке схем теплоснабжения.

Судите сами. По данным мониторинга портала госзакупок, только за один месяц - октябрь 2013 года - было объявлено около 300 конкурсов и аукционов на разработку Схем, при этом 80% из объявленных закупочных процедур - на сумму менее 1 млн. рублей, а самая «популярная» стартовая цена контракта колеблется между 400 и 500 тыс. руб. (и это с учетом командировок, налогов и прочих накладных расходов). Срок исполнения по таким контрактам редко превышает 1-2 месяца. Если посмотреть, кто выигрывает эти конкурсы, то обнаружится, что в большинстве случаев это небольшие компании (часто это 3-5 человек), с основным видом деятельности, далеким от разработки Схем перспективного развития сетей теплоснабжения и электронного моделирования. Мы можем привести несколько абсолютно реальных примеров из жизни, когда в процессе обучения работе с инструментальными средствами «CityCom-ТеплоГраф» нам приходилось рассказывать победителям закупочных процедур, что из себя представляет гидравлический расчет, что вообще такое электронная модель, и заодно кратко пересказывать учебник Е.Я.Соколова, о существовании которого они до встречи с нами даже не догадывались.

Еще одна иллюзия заказчиков cхем теплоснабжения состоит в том, что для городов с численностью населения менее 100 тыс. жителей при разработке Схемы не надо разрабатывать электронную модель. На самом деле - надо обязательно, о чем недвусмысленно сообщает Ростехнадзор, требуя при проверке готовности к отопительному периоду предъявить план ликвидации аварий, составленный на основе электронного моделирования - в соответствии с Приказом Минэнерго от 12.03.2013 г.. Периодически, а в последнее время часто, мы получаем звонки из небольших муниципальных образований с просьбой помочь срочно сделать электронную модель именно по итогам проверки Ростехнадзора.

Мы воспользовались возможностью опросить наших партнеров, профессиональных разработчиков Схем, в качестве работы которых не приходится сомневаться, на предмет фактических трудозатрат по разработке электронных моделей и схем теплоснабжения. Оценки абсолютных и относительных трудозатрат на разработку электронной модели существующего положения, и разделов Схемы, полученные от разных проектных фирм из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Томска, Самары, Уфы, разнятся, но в целом укладываются в разбег в 20%. Если усреднить их оценки, то можно получить вполне конкретные цифры для города с населением 60-80 тыс. жителей. «Чистые» трудозатраты только лишь по разработке электронной модели (а без нее, напомним, качественно разработать схему теплоснабжения крайне затруднительно, если не сказать - невозможно) по такому населенному пункту составляют примерно 4,5 тысячи квалифицированных человеко-часов, что в терминах конечной стоимости с учетом накладных расходов и налогов, при норме прибыли чуть выше инфляции, составляет 3,5...3,8 млн. рублей. И это только электронная модель. С учетом среднего удельного веса этой работы в общем объеме трудозатрат по разработке схемы теплоснабжения, который колеблется от 35% до 55% в зависимости от наличия и качества исходных данных, получаем, что разработка схемы теплоснабжения для нашего «усредненного» города никак не может стоить менее 6,3 млн. рублей и, скорее всего, должна уложиться в 10,5 млн. рублей (таким образом, вполне подтверждается грубая оценка удельной стоимости разработки Схемы в «100 рублей на человека», данная около 1 года назад В.Г.Семеновым - см. его интервью в газете "Тепловая энергетика", № 03(03), ноябрь 2012 г.)

Если посмотреть статистику госзакупок по городам примерно такого размера, то выяснится, что даже в тех случаях, когда начальная стоимость работ определяется на основании экспертной оценки, в процессе торгов часто происходит падение в несколько раз и большинство профессиональных участников прекращают борьбу. Очевидно, что если заказчик объявляет конкурс на 10 млн.руб.со сроком реализации 120 дней, а его выигрывает небольшая компания, которая находится за тысячи километров от заказчика и обещает при этом все сделать за 50 дней и 1,5 млн.руб., рассчитывать на качественный результат не приходится. А говорить о реальной пользе такого проекта для теплоснабжающей организации просто невозможно.

Комплексная терапия

Как уже было сказано в самом начале, ИВЦ «Поток» является разработчиком инструментальных средств для отраслевой информатизации и разработки электронных моделей. Подчеркнем: мы сами не занимаемся разработкой схем теплоснабжения, это делают наши партнеры. Наша роль в этом процессе – это обучение, консалтинг, аудит и независимая экспертиза работы исполнителя проекта. Именно поэтому довольно долго мы смотрели на происходящее с разработкой схем теплоснабжения немного со стороны.

Наши решения и инструментальные программные средства интересны прежде всего конечным пользователям - эксплуатирующим предприятиям, поскольку для них это не просто «электронные модели», а существенно более широкий функционально инструмент ежедневного решения производственных и эксплуатационных задач.

Однако, совершенно очевидно, что все процессы в отрасли взаимосвязаны, и рано или поздно некачественно разработанная Схема с несоответствующей реальным потребностям электронной моделью негативно повлияет и на работу эксплуатирующего предприятия.

Именно поэтому мы разработали ряд мер, которые в совокупности позволят теплоснабжающим предприятиям и администрациям городов перейти на следующую, существенно более качественную, ступень инновационного развития.

Если обобщить и укрупнить эти меры, то они сводятся к одновременной реализации двух основных идей:

1) Концепция муниципальной информатизации «Электронный город».

Речь идет о мощнейшем инструменте обоснованного управления всей муниципальной инженерной инфраструктурой - интегральной информационной системе, построенной по принципу «слоеного пирога». Роль «основного коржа» играет общий для всех информационных проектов электронный план города - с адресным планом, паспортизированными (описанными) зданиями и строениями, границами административного деления, «красными линиями» и т.д. А слои с начинкой - это «отраслевые» электронные модели различного функционального содержания, внедряемые и используемые в соответствующих эксплуатирующих предприятиях.

По внешним признакам такая конструкция напоминает муниципальную ГИС, но на самом деле далеко не так. Возьмем в качестве объекта для детального рассмотрения один предметный слой «Электронного города» на платформе CityCom™ - графическое представление и технологическое описание системы теплоснабжения в составе ее электронной модели. По сути дела, это отраслевая подсистема «CityCom-ТеплоГраф». Помимо стандартных функций, присущих ГИС, с ее помощью решаются задачи:

  • (тепло-)гидравлического расчета и ситуационного моделирования и анализа режимов теплоснабжения («что будет, если ...?»);
  • расчета нормативных и фактических тепловых потерь через изоляцию и с утечками;
  • расчета сужающих устройств (шайб и сопел элеваторов на вводах, регулировочных диафрагм);
  • формирования рекомендаций по локализации аварийных ситуаций;
  • формирования технических условий на присоединение потребителей;
  • расчета численных показателей надежности и радиуса качественного теплоснабжения (в соответствии с действующими методическими рекомендациями);
  • ведения и анализа журналов повреждаемости сетей;
  • ведения журналов переключений и ретроспективный анализ режимов;
  • ведения журналов заявок на плановые и аварийные ремонтно-восстановительные работы;
  • анализа технико-экономических показателей работы системы теплоснабжения;
  • формирования графиков планово-предупредительных ремонтов...

В принципе, этот перечень можно продолжить, но он уже и так достаточно представительный, чтобы согласиться с тем, что спектр доступной функциональности ВНУТРИ ОДНОГО ТОЛЬКО ЭТОГО ПРЕДМЕТНОГО СЛОЯ покрывает практически все задачи, востребованные как при эксплуатации систем теплоснабжения, так и при решении проектных и аналитических задач (например, при разработке схемы теплоснабжения).

Аналогичным же образом устроены и другие отраслевые слои «Электронного города» CityCom™: водоснабжение и водоотведение («CityCom-ГидроГраф»), электроснабжение («CityCom-ЭлГраф»), газоснабжение («CityCom-ГазГраф»), землепользование («CityCom-ЗемГраф»), дорожное хозяйство («CityCom-ДорГраф»). Как и в рассмотренном примере с теплоснабжением, в каждом из отраслевых слоев задействован весь технологический, терминологический и математический аппарат, свойственный данной конкретной предметной области. Это делает любой из слоев самостоятельным инструментом информатизации для соответствующих служб и предприятий. При этом каждое эксплуатирующее предприятие или служба «ведет» свой предметный слой и отвечает за его информационное наполнение и достоверность данных, а в совокупности набор этих отраслевых слоев представляют собой инструмент муниципального управления, о котором можно только мечтать.

На региональной (октябрь 2013 г., Нижегородская область) и общероссийской (декабрь 2013 г., Москва) конференциях по проблематике «Электронного города» на опыте отдельно взятого городского округа Выкса Нижегородской области было наглядно продемонстрировано, что мечты сбываются, если ими озадачиться всерьез. Там эта концепция была реализована на практике и привела к весьма ощутимым технологическим и экономическим эффектам - как в масштабе города, так и для всех субъектов проекта, каковыми являются:

- МУП «Выксатеплоэнерго» (теплоснабжение);
- МУП «Выксаэнерго» (электроснабжение);
- МУП «Водоканал» (водоснабжение);
- МУП «Стоки» (водоотведение);
- Управление градостроительства и архитектуры;
- Управление ГОиЧС;
- ЕДДС (Единая дежурная диспетчерская служба);
- КУМИ (землепользование, межевание, налоговые и арендные платежи за землю);
- службы и отделы Администрации (благоустройство, дорожное хозяйство, озеленение).

В частности, в рамках концепции «Электронный город» задача разработки и утверждения схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения трансформируется в простую и рутинную процедуру, которую можно реализовать как собственными силами специалистов управления ЖКХ и теплоснабжающей организации, так и с привлечением сторонних экспертов, а сроки и стоимость этих работ снижаются в разы.

Столь же естественным образом в рамках «Электронного города» реализуются требования Пункта 5 Статьи 20 Закона 190-ФЗ и Приказа Минэнерго от 12.03.2013 г. №103 (проверка готовности к отопительному периоду в части наличия плана действий по ликвидации ЧС, составленного на основании электронного моделирования аварийных ситуаций). А ведь это сегодня едва ли не основная причина обеспокоенности администраций в связи с проверками со стороны Ростехнадзора.

2) «Облачный» сервис CityCom(Cloud).

Об облачном сервисе CityCom(Cloud) мы довольно подробно писали в статье «Разработка и внедрение электронных моделей систем теплоснабжения в облачной технологии», здесь лишь скажем, что это очень эффективная технология, позволяющая использовать весь спектр решений на платформе CityCom™ БЕЗ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ и без затрат на аппаратные средства, их техническое обслуживание и администрирование. Доступ к системе может осуществляться с самой простой рабочей станции при наличии на ней подключения к интернет. Одновременно CityCom(Cloud) является тем самым инструментом, который позволяет наименее затратно и с максимальным эффектом реализовать описанную выше концепцию «Электронный город».

Пользователями CityCom(Cloud) на сегодняшний день являются теплоснабжающие организации, использующие продукты на платформе CityCom™ (в частности, «CityCom-ТеплоГраф») для повседневного решения текущих производственных задач, водоснабжающие предприятия, проектные организации, разрабатывающие Схемы теплоснабжения и водоснабжения, и администрации городских округов при реализации концепции «Электронный город». Динамика роста пользователей сервиса CityCom™(Cloud) свидетельствует о росте популярности этой технологии, и в первую очередь среди клиентов, нацеленных на получение гарантированных результатов в обозримые сроки, но обладающих очень ограниченными финансовыми возможностями.

В совокупности реализация концепции «Электронный город» на инструментальной платформе CityCom™ с использованием облачной технологии CityCom(Cloud) позволяет получить принципиально иной уровень информатизации и качества жизни в городе.