Мы поможем вам стать лучшими в отрасли Тел./факс +7(495)737-60-28, +7(499)151-06-54     e‑mail: info@citycom.ru

Мировые тенденции развития геоинформационных технологий в 2001 г. Место России в этом процессе.

(ответы на вопросы ГИС-Ассоциации)

А.Р. Ексаев
ИВЦ "Поток" , генеральный директор

май 2001 г.

Говорить конкретно о 2001 годе сложно, поскольку тенденции плохо ложатся на календарь. Я бы скорее говорил о тенденциях последних двух-трех лет и возможной их аппроксимации на ближайшее будущее. Итак:

  1. Как мы и предполагали три-четыре года назад, все четче прорисовывается тенденция взаимопроникновения геоинформатики и отраслевых специализированных приложений, для которых ГИС может являться удобным средством визуализации и аналитики. То, что получается в итоге, можно отнести к отдельному классу систем - AM/FM. Это очень хорошо, поскольку ГИС перестает быть дорогой красивой игрушкой, а находит свое адекватное применение в самых разных технологических отраслях.
     
  2. На этой почве наблюдается явное стремление различных субъектов хозяйствования каким-то образом интегрировать свои информационные проекты на базе единой топоосновы. Это вполне естественное желание, полезное со всех точек зрения. Правда, в большинстве случаев, хоть и предполагается, что известно "что" и "для чего", но совершенно непонятно "как", поскольку проекты, подлежащие интеграции, как правило, не только используют различные инструментарии (производителей-то существенно больше одного), но и топооснова "у каждого своя". Именно вокруг вопроса "как интегрировать" сосредоточены мозговые усилия большинства разработчиков инструментария и конечных ГИС-проектов. И, надо сказать, небесполезно. Появились "узаконенные" де-факто обменные форматы, ведущие "брэнды" стали помаленьку раскрывать собственные форматы хранения данных, поставка конверторов данных вместе с базовым инструментарием начала становиться хорошим тоном. Но это пока цветочки. Самые большие битвы начнутся, когда в процессе интеграции проектов будет на практике осознана необходимость актуализации и взаимной синхронизации данных. 
     
  3. Очень динамичное развитие телекоммуникационных технологий, глобальной сети Интернет, систем навигации и позиционирования и собственно инструментальных средств ГИС приводит лично меня к мысли о том, что вот-вот на стыке этих технологий должен произойти какой-то революционный взрыв. Что это будет, трудно сказать, но что-то грандиозное будет обязательно, причем в ближайшие 3-5 лет. Очень важная, на мой взгляд, тенденция - становятся общедоступными карты и планы на большие территории. Скоро их вовсе не принято станет продавать, а можно и нужно будет пользоваться. Причем все более подробные масштабы открываются для общего пользования - с развитием спутниковых средств дистанционного зондирования и открытости коммуникаций вопросы секретности неизбежно растворяются в достижениях технологического прогресса. Правда, это пока в незначительной степени касается наших родных просторов, а все больше "за бугром", но… не будем о грустном. Я оптимист. Никуда мы от этого не денемся, "всех не пересажают". 
     
  4. Что касается места России - в ближайшие несколько лет наш геоинформационный рынок будет "лакомым кусочком" для западных компаний. Однако и мы ж не дремлем… Пока отечественным производителям принадлежит довольно скромная доля рынка, однако доля эта стабильно растет. Жизнь показывает, что мы (я в данном случае имею в виду некоторое число российских фирм, выпускающих достойную и конкурентоспособную ГИС-продукцию) умеем делать не хуже, а кое-что и лучше. А если б нам еще и ресурсов - хотя бы десятую часть от их… Впрочем, с деньгами-то всякий сможет, попробовали бы "буржуины" в наших условиях что-либо дельное создать. Это нам с вами очков только добавляет.

Рынок геоинформатики России в 2001 г. Характерные черты и тенденции развития. Оценка адекватности спроса и предложения.

  1. "Умирает" рынок системной интеграции. По крайней мере, это справедливо для конечных ГИС. Все меньше компаний - системных интеграторов занимается внедрением геоинформационных систем и доводит это дело до конца. Все просто - слишком уж тяжелым получается бизнес, он под силу только очень крупным компаниям "общего профиля". Выходит - или становись специализированной ГИС-компанией, или уходи с рынка ГИС. Или разоришься. Место системных интеграторов занимают сами разработчики приложений, предлагающие корпоративным клиентам комплексные информационные проекты, либо авторизованные дилеры этих разработчиков. 
     
  2. Теперь уже окончательно ясно, что кризис 1998 года оказался в конечном итоге благом для страны. После головокружительного провала и небольшого периода некоторой растерянности последовал весьма динамичный рывок экономики (кстати, наиболее мощным это движение отмечено в негосударственном секторе). При этом, что отрадно, максимальная динамика наблюдается в сфере информационных технологий и коммуникаций. К концу 2000 года большинство компаний, выживших в катаклизме 1998 года, набрали и даже превысили докризисный уровень продаж и собственной капитализации. Наличие небольшой и относительно стабильной "рублевой" инфляции также "подстегивает" процесс экономического роста отечественных компаний и делает привлекательными валютные инвестиции извне, даже несмотря на повышенные риски. Ну и, конечно, изумительные условия для экспорта энергоносителей. По цепочке - выросло наполнение федерального и регионального бюджетов, стали развязываться узлы неплатежей, у предприятий начали появляться какие-то средства, эти средства оказались частично вовлеченными в развитие современных технологий. Короче, созрели… Обстановка, на мой взгляд, весьма благоприятна для бизнеса. Сколько это продлится - сказать сложно, надо, что называется, ловить момент и создавать запас прочности, чтобы удержаться на очередной политической или экономической колдобине, каковая неизбежно случится рано или поздно. Полагаю, года три относительно спокойных у нас есть. Если стране повезет с менеджментом, то больше. 
     
  3. Рынок геоинформатики в России перестал быть стихийным и упорядочился. В каждой ценовой и "содержательной" нише обозначились явные лидеры, которые относительно спокойно и практически бесконфликтно делят рынок, и при этом, как мне кажется, довольно легко идут на диалог и даже некоторое сотрудничество. Такая идиллия, на мой взгляд, обусловлена поистине необъятным рынком, на котором нынче платежеспособный спрос на законченные информационные проекты существенно превышает суммарный объем адекватных предложений. Нет смысла тратить силы и средства на противоборство, дешевле и проще договориться (или отойти на два шага и просто "взять" другого клиента, благо спрос есть). Сколько продлится такая идиллия на рынке? Полагаю, еще долго… Хоть какими-то информационными технологиями в стране охвачена в лучшем случае десятая (если не сотая) часть субъектов хозяйствования. Резерв просто огромный. 
     
  4. При всем при этом, в силу "диковатости" пока еще нашей российской ментальности, удержать свои позиции и закрепиться в стане "лидеров" удалось лишь тем компаниям (как зарубежным, так и отечественным), которые не пренебрегли необходимостью специальной маркетинговой и PR стратегии на нашем рынке и вели активную информационно-образовательную политику. Несколько очень сильных западных "брендов", выпускающих великолепный инструментарий, явно "проиграли" российский рынок, недооценив важность целевых инвестиций в маркетинг своей продукции. "Имен" называть не буду из политических соображений. 
     
  5. Структура спроса и предложения. В настоящее время существует некоторый дисбаланс. В структуре спроса нынче превалируют не столько ГИСы, сколько ГИС-приложения для решения конкретных производственных и технологических задач. А рынок предложений явно смещен в сторону инструментария для построения интегральных ГИС, объединяющих конечные проекты в единой информационной среде. Чтобы строить такие ГИС, надо, чтобы было что интегрировать. Этот дисбаланс спроса и предложения имеет тенденцию к постепенному выравниванию за счет усилий отечественных производителей, создающих именно ГИС-приложения - как в среде "фирменного" инструментария, так и на собственных средствах, организуя универсальный интерфейс с распространенными ГИС, либо "пришивая" эти разработки к конкретным ГИС-проектам. 
     
  6. Некоторый хаос наблюдается пока еще в сегменте производителей цифровых карт и топопланов. Не редкость - ситуация, когда на одну и ту же территорию одновременно разными исполнителями параллельно изготавливаются цифровые картографические материалы, которые оказываются впоследствии практически несогласуемыми друг с другом, при значительно различающейся информационной наполненности (разные цели) и инструментальной платформе. Это приводит к бесполезному дублированию затрат и усугубляет сложность интеграции, которая сама по себе едва ли не фатальна в условиях межведомственной разобщенности. С другой стороны, это приобретение опыта и конкурентная борьба, в которой оттачивается технология и побеждают более качественные решения. Видимо, этот хаос неизбежен и его придется пройти. О'кей, расслабимся и получим удовольствие от процесса.

Три основные причины, сдерживающие развитие геоинформационных технологий в России.

  1. ФСБ.
  2. ФАПСИ.
  3. Как это ни смешно - "Роскартография".

Не раскрываю - всем все понятно. Оптимист во мне утверждает, что эти преграды временные, в силу развитости коммуникаций секретов скоро вообще никаких не останется, исчезнет смысл ревностно охранять то, что общедоступно. А пессимист во мне же обещает долгую и изнурительную "партизанскую" войну за открытость информации - уж больно сильны нынче силовики, и не пожертвуют они за просто так своим кайфом от ощущения собственной значительности.