Мы поможем вам стать лучшими в отрасли Тел./факс +7(495)737-60-28, +7(499)151-06-54     e‑mail: info@citycom.ru

Об ответственности, конкурсах, иллюзиях, расточительстве и белогривых лошадках (по мотивам исполнения требований 190-ФЗ и ПП-154)

А.Р. Ексаев
ИВЦ "Поток"

сентябрь 2013 г.

О персональной ответственности и конкурсных процедурах

Действующий «Закон о теплоснабжении» 190-ФЗ возлагает ответственность за разработку и утверждение Схемы теплоснабжения, а также ее ежегодную актуализацию, на органы местного самоуправления. Персональная административная ответственность как за наличие утвержденной Схемы, так и за качество ее исполнения серьезно ужесточается, соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Государственной думы Комитетом ГД по энергетике.

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 94-ФЗ предписывает заказчикам разработки Схем теплоснабжения в лице местных администраций осуществлять выбор подрядчиков на выполнение данных работ и заключение с ними контрактов исключительно на конкурсной основе. При этом способ организации закупочной процедуры Законом жестко не фиксируется: допускается проведение закупочной процедуры как в формате конкурса с предварительным квалификационным отбором участников и балльной системой оценок, так и в формате простого аукциона на электронной торговой площадке.

Первый путь (конкурс с отбором и балльной системой оценки) очевидно является гораздо более адекватным с точки зрения получения качественного результата. Но он требует тщательной проработки технических и регламентных документов к каждой конкретной конкурсной процедуре, что подразумевает высокую степень предметной квалификации специалистов, готовящих конкурсную документацию. Как правило, специалисты, обладающие таким уровнем технической квалификации предметной области, в распоряжении местных администраций попросту отсутствуют, а на привлечение к подготовке технической документации конкурсных процедур независимых экспертов в местных бюджетах отсутствуют средства.

Второй путь (аукцион) существенно проще реализовать, он менее трудозатратен, и требования закона оказываются формально соблюдены. И все бы хорошо, если бы не одно «но». Изначально предполагалось, что процедура электронного аукциона предназначена для закупки стандартных товаров (канцтовары, инструменты, компьютеры, стройматериалы и т.п.), для которых достаточно просто сформулировать требования по качеству и количеству. Но аукцион как форма проведения закупки никак не годится для технологичных работ и услуг, предполагающих высокой квалификации исполнителя - причем существенно более высокий, чем тот, которым обладает сам заказчик (иначе не было бы смысла в приобретении этих услуг извне). Однако подавляющее большинство закупочных процедур по предмету «Разработка Схемы теплоснабжения» за период 2012-2013 гг. (по данным портала «Госзакупки») прошло именно в форме электронных аукционов. При этом в качестве технического задания к конкурсной документации было использовано одно и то же «примерное типовое» ТЗ, никак не учитывающее местные условия в каждом конкретном случае, а единственным критерием оценки предложений при определении победителя являлась минимальная предложенная цена. Организованный таким образом электронный аукцион заведомо «отсекает» серьезных профессиональных участников и практически гарантирует получение нескольких крайне неблагоприятных последствий: халтуры в качестве результата работ «на выходе», потерю бюджетных средств и значительного объема невосполнимого ресурса - времени, «отложенную» персональную ответственность чиновников администрации.

Об опасных иллюзиях

Исходная идея авторов законопроекта, ставшего впоследствии Законом 190-ФЗ «О теплоснабжении» с сопровождающими его нормативными подзаконными актами, в части разработки Схем теплоснабжения и электронной модели, как инструмента разработки и составной части Схемы, состояла в следующем. Схема теплоснабжения, разрабатываемая с использованием средств электронного моделирования, является заведомо более качественной и обоснованной, и при достижении одинакового качественного результата - гораздо менее трудозатратной, чем Схема, расчеты по которой проводятся вручную (здесь под словом «вручную» имеются в виду не только подсчеты «в столбик» на бумаге или вычисления с помощью калькулятора, даже MS Excel и другие «электронные таблицы», позволяющие производить формульные линейные вычисления - это тоже по сути способы «ручного» счета, просто несколько более быстрые). А передача электронных моделей, созданных в процессе разработки Схем, через Заказчика в теплоснабжающие организации и внедрение их в повседневную эксплуатацию позволило бы обеспечить города современными средствами информатизации для решения текущих задач теплоснабжения.

Однако в процессе обсуждения и согласования закона и подзаконных актов, в конечном итоге, было принято и зафиксировано (ПП-154), что электронная модель является обязательной, но лишь для населенных пунктов с численностью 100 тыс. жителей и более. Для остальных муниципальных образований и городских поселений это желательный, но необязательный элемент Схемы теплоснабжения. Но, обратите внимание: другой раздел Закона «О теплоснабжении», а именно пункт 5 Статьи 20 действующей редакции 190-ФЗ («Обеспечение надежности теплоснабжения») прямо и недвусмысленно говорит о том, что применение средств электронного моделирования является обязательным для формирования планов ликвидации последствий ЧС, представляемых при проверке готовности к отопительному сезону, а следовательно - ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ в распоряжении местных органов власти или хотя бы теплоснабжающих предприятий - НЕЗАВИСИМО ОТ РАЗМЕРОВ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА.

То есть, отсутствие в распоряжении Администрации электронной модели при проверке в случае возникновения ЧС и серьезных аварий должно квалифицироваться как прямое нарушение п. 5 Статьи 20 Закона 190-ФЗ, со всеми вытекающими оргвыводами.

Кроме того, специалисты, имеющие непосредственное отношение к разработке Схем теплоснабжения, отлично понимают, что средства электронного моделирования являются одним из основных ИНСТРУМЕНТОВ разработки Схемы, независимо от размеров населения городских округов. При оценке вариантов перспективы в разрезе по годам необходимо полностью просчитать и сравнить между собой десятки вариантов схемных решений, что просто невозможно за разумное время и с приемлемым качеством сделать без созданной, - как минимум для этой цели, - электронной модели. Так что не следует поддаваться иллюзии о том, что если в городе живет, к примеру 30 или 50, или даже 20 тысяч жителей, то без электронной модели можно обойтись, и что поэтому Схема теплоснабжения может и должна стоить дешевле. На самом деле все в точности наоборот.

О пренебрежении и расточительном отношении к ресурсам


В процессе разработки Схемы теплоснабжения невозможно обойтись без огромных массивов данных, источниками и владельцами которых являются теплоснабжающие организации. Формально предоставить данные разработчику Схемы должен Заказчик, то есть Администрация, заключившая с подрядчиком контракт на разработку Схемы теплоснабжения. В то же время основной держатель этой информации, - теплоснабжающая организация, - «выключена» из всех финансовых взаимоотношений в связи с разработкой Схемы и абсолютно никак не мотивирована на «добывание», уточнение и актуализацию информации, передаваемой разработчику по заданию Администрации. Но, как известно, «скупой платит дважды»: наиболее распространенная форма поведения в таких условиях - выгрузка и передача разработчику Схемы ворохов старой бумаги из шкафов, в редких и лучших случаях - передача отсканированных или никак неструктурированных «электронных» документов в формате MS Office. После такой, с позволения сказать, «помощи» количество работы по сбору, актуализации, вводу и уточнению данных удваивается. Потому что сначала надо ввести все полученные «мусорные» данные в модель, получить на их основе абсурдные расчеты, и в поисках причин этих негодных результатов обнаружить негодность данных, после чего собрать данные заново, и на этот раз тщательно и с пристрастием, заново их ввести в модель, повторить расчеты, получив уже что-то похожее на правду, и только после этого откалибровать модель и двигаться дальше - собственно разрабатывать Схему теплоснабжения с помощью откалиброванной модели. А бесплатной работы, как известно, не бывает - за все, кажущееся бесплатным, обязательно кто-то и чем-то платит адекватную цену...

Но все еще хуже. В теплоснабжающих организациях значительного числа городов в том или ином объеме давно внедрены в эксплуатацию и работают средства электронного моделирования. Они УЖЕ ЕСТЬ, и в них присутствует значительный объем информации, необходимый для разработки Схем. И, к сожалению, во многих случаях неинформированность и низкий уровень информационной («компьютерной») культуры организаторов конкурсов на разработку Схем порождают крайне неразумный, если не сказать вредительский, подход: при составлении ТЗ к конкурсной процедуре для заключения контракта на разработку Схемы игнорируется наличие готовых массивов данных в форматах уже существующих электронных моделей, создаваемых на протяжении многих лет трудом десятков людей, стоимостью в миллионы и десятки миллионов рублей. В итоге электронная модель в рамках разработки Схемы создается «с нуля», на неких средствах, отличных от уже используемых и несовместимых с ними, что неизбежно существенно удорожает себестоимость проекта и порождает массу дополнительной путаницы и неразберихи, усугубляя и без того плачевное состояние информационного обеспечения отрасли, непосредственно влияющего на качество принимаемых технологических решений. Такое положение дел представляется недопустимым, если не использовать более жесткие формулировки.

Крайне необходимо, на наш взгляд, при формировании конкурсной документации на разработку Схем теплоснабжения учитывать наличие в теплоснабжающих организациях соответствующих программных средств и баз данных и обязывать Заказчика передавать, а Исполнителя - принимать и использовать данные для электронных моделей в исходном (или полностью совместимом) формате, в котором эти данные «живут» в службах теплоснабжающих предприятий и ежедневно используются в режиме промышленной эксплуатации специализированных программных средств. Это в разы снижает трудозатраты по разработке электронной модели, а следовательно, и себестоимость разработки Схемы теплоснабжения в целом, и не наносит ущерба теплоснабжающим предприятиям, а напротив, работает на них, то есть на пользу местному теплоснабжению. В частности, отметим, что только компанией ИВЦ «Поток» были реализованы десятки проектов внедрения средств электронного моделирования на платформе «CityCom™» в теплоснабжающих предприятиях больших, средних и малых российских городов, и мы готовы обеспечить поддержку при разработке Схем теплоснабжения администрациям тех городов, где мы работали и продолжаем работать с эксплуатирующими предприятиями.

Основываясь на опыте уже прошедших конкурсов и реализованных нами и нашими партнерами проектов, мы готовы предложить методологию реализации проекта разработки Схемы теплоснабжения с учетом уже имеющихся данных, максимальным полезным результатом в виде прямого экономического эффекта для населенного пункта. Правильный подход к разработке Схемы теплоснабжения, в конечном итоге, является существенным источником экономии бюджетных средств, а не дополнительных затрат, и способствует росту качества эксплуатации тепловых сетей, снижению аварийности и реальному повышению надежности существующих систем теплоснабжения.

О «белогривых лошадках» ©

Существует несколько способов организации работ по созданию электронных моделей как основы для последующей разработки и актуализации качественных Схем теплоснабжения. Один из наиболее рациональных и эффективных путей обеспечения технологического и информационного взаимодействия всех субъектов этого процесса - использование «облачных» технологий, позволяющих вести ПАРАЛЛЕЛЬНО и ОДНОВРЕМЕННО разработку электронной модели, внедрение ее в теплоснабжающей организации с привлечением персонала служб к информационному наполнению модели и актуализации данных, разработку обосновывающих и утверждаемых разделов Схемы. А заказчику (Администрации) - следить за ходом процесса, «держа руку на пульсе», и управлять им, внося корректирующие воздействия по ходу выполнения работ.

Подробно об «облаках» мы уже писали ранее в статье «Разработка и внедрение электронных моделей систем теплоснабжения в «облачной» технологии», поэтому отсылаем уважаемого читателя к этой публикации, не останавливаясь здесь на деталях. Скажем лишь, что в сравнении с традиционными технологиями приобретения и внедрения средств информатизации «облачные» сервисы имеют ряд неоспоримых преимуществ в диапазоне от стоимости приобретения и владения до скорости и качества технической поддержки и консалтинга - при совершенно ничтожных требованиях к аппаратным ресурсам.

«Облачный» сервис CityCom™(Cloud), в частности, уже около года предоставляет своим клиентам компания ИВЦ «Поток». Пользователями сервиса являются теплоснабжающие организации, использующие продукты на платформе CityCom™ (в частности, «ТеплоГраф») для повседневного решения текущих производственных задач, проектные организации, разрабатывающие Схемы теплоснабжения, и даже администрации городских округов, организующие на платформе CityCom™ ГИС-кадастры инженерных коммуникаций, дорог и земельных участков. Динамика роста пользователей сервиса CityCom™(Cloud) свидетельствует о росте популярности этой «облачной» технологии, и в первую очередь среди клиентов, нацеленных на получение гарантированных результатов в обозримые сроки, но обладающих очень ограниченными финансовыми возможностями.

Забегая немного вперед, скажем, что «облачный» подход - едва ли не единственный, который в состоянии обеспечить одновременное исполнение действующих требований Закона 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Закона 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», нормативные подзаконные акты к которому уже на подходе.